МОЩЬ "ПОД КОЛПАКОМ"
Вторая Ленинградская АЭС (ЛАЭС-2) находится в высокой степени готовности и заметно опережает белорусскую "двойняшку" по срокам строительства. Первый бетон на площадке российской станции залили в 2008 году, а сейчас ведется активная фаза строительства первого и второго энергоблоков (в один из них совсем недавно был установлен реактор). Вокруг "ядерного острова" группируются десятки вспомогательных объектов, сооружаются административные здания, брызгальные бассейны, градирни. Что и говорить, масштаб замысла и точность его воплощения впечатляют.
Во главу угла при строительстве как ЛАЭС-2, так и БелАЭС ставится их надежность. "Конфигурация системы безопасности, которой будут оснащены станции, не имеет аналогов в мире. Так, впервые используются четыре контура обеспечения безопасности (пассивные и активные), в том числе применена уникальная разработка российских ученых - устройство локализации системы расплава (ловушка расплава)", - рассказал начальник отдела информации и общественных связей филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2" Николай Кашин. Устройство позволяет запустить реакцию, которая в состоянии предотвратить распространение радиации в случае аварийной ситуации любого уровня.
ОПЫТНЫМ ПУТЕМ
Разработчики гарантируют, что белорусская станция сможет выдержать землетрясения силой 8 баллов, противостоять мощной водяной волне, не повредит ей и падение самолета весом 400 т. Имеющийся запас прочности объекта проверяли опытным путем - с помощью уникальной разработки российских ученых, известной как "Виртуальная АЭС".
"Виртуальная станция - своеобразный пульт управления, с его помощью можно проигрывать все потенциально возможные ситуации, которые могут произойти на блочном щите управления реальной АЭС", - рассказал начальник лаборатории научных и опытно-конструкторских разработок ОАО "Атомпроект" Евгений Образцов. Таким образом, разработка позволяет обеспечить на самом высоком уровне безопасность объекта и выбрать оптимальный режим его использования.
Лучшим подтверждением качественных характеристик проекта "АЭС-2006" служит заработанная им репутация. Заинтересованность в строительстве станций на основе проекта сегодня высказывают многие европейские страны. "На стадии заключения находятся договоры с Финляндией, Вьетнамом, Венгрией. Еще с рядом стран ведутся переговоры", - отметил Николай Кашин. Многое о надежности проекта "АЭС-2006" уже могут рассказать представители отрасли из КНР, где АЭС с реакторами ВВЭР уже эксплуатируется.
Для оптимизации строительства на стройплощадке неоднократно приходилось применять новые технологические решения. Впервые на второй Ленинградской атомной станции при сооружении энергоблоков применялся метод "Open-top" - монтаж через открытый верх. Тяжеловесное оборудование поднимается сверхмощным краном грузоподъемностью 1350 т и затем монтируется. "Такой подход позволяет сократить сроки монтажа примерно на 2,5 месяца и отказаться от проведения некоторых монтажных операций", - поделился опытом заместитель директора по капитальному строительству Ленинградской АЭС-2 Александр Чеботарев. Он также добавил, что применение новой технологии позволило успешно смонтировать такой сложный элемент, как корпус реактора. Еще одна воплощенная в жизнь идея российских инженеров - использование метода укрупненного монтажа деталей не в процессе установки, а до нее.