Венгерское ЗАО "MВМ Развитие АЭС Пакш-II» и российское АО "НИАЭП" подписали три исполнительных соглашения, касающихся сооружения двух блоков АЭС с реакторами ВВЭР-1200. Подписи под контрактами поставили генеральный директор ЗАО "MВМ Развитие АЭС Пакш-II" Шандор Надь и старший вице-президент-директор Московского филиала АО "НИАЭП" Владимир Савушкин. Соглашения регламентируют параметры проектирования, организации поставок и строительства двух новых энергоблоков, а также условия, связанные с их эксплуатацией и ремонтами, обеспечением свежим топливом, обращением и хранением облученного топлива.Это событие необходимо рассматривать и с точки зрения отказа России от строительства "Южного потока", как ни парадоксально это звучит. Такое мнение высказал ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, передает БЕЛТА. Понятно, что Венгрия хочет сохранить инфраструктурные проекты. Особенность атомной энергетики и строительства АЭС в частности заключается в том, что проект на стадии строительства может быть дорогим, но со временем по ходу эксплуатации это нивелируется и отчасти компенсируется дешевым топливным обеспечением.
Подписание данных соглашений - это важный фактор обеспечения занятости населения Венгрии, а также альтернатива в поисках дополнительных источников энергии. Кроме того, Венгрия хочет сохранить инвестиционную привлекательность для российских компаний. Эти соглашения можно рассматривать и как шаг по укреплению энергетического сотрудничества между нашими странами.
Россия в вопросе строительства атомных энергоблоков делает ставку на кредитные ресурсы – так было с Турцией, так будет, скорее всего, и с Венгрией. В итоге финансовые расходы страны, где Росатом строит атомную станцию, не такие значительные, как могли бы быть, а экономический эффект наступает практически сразу. Потому что это довольно комплексный проект, который требует серьезной загрузки – со стороны местных как человеческих, так и материальных ресурсов. Это хороший заказ и для металлургов, и для строительных организаций с хорошими перспективами и для российской, кстати, стороны – он загружает и российское энергомашиностроение, и усиливает позиции Москвы на рынках Восточной Европы, где традиционно сформировался целый сегмент российских партнеров.
В современной ситуации – на фоне снижения экономического роста в целом – национальные правительства начинают думать о собственных национальных интересах. К ним в том числе относится и обеспечение занятости населения, на которое может прийтись основной удар. Поэтому страны начинают более прагматично относиться к совместным проектам, не политизируя их, прежде всего, а делая ставку на долгосрочное сотрудничество и партнерство. Например, сворачивание проекта многострадальной АЭС "Белене" в Болгарии показало, что для страны результат в экономическом плане был отрицательным. Европейский союз не предложил никакой альтернативы, финансирование его было фактически свернуто, занятость населения снизилась, а энергетическая безопасность страны ослабла. С учетом такого опыта другие страны стараются вести более рациональную политику.
Я считаю, что это не первый и не последний случай, когда Росатом будет расширять свое присутствие. Уже есть запрос на площадки в Индии, есть неплохие возможности в юго-восточной Азии. Перспективы у Росатома достаточно обширные, особенно в тех регионах, где Советский Союз традиционно имел крепкие позиции – Ближний Восток, юго-восточная Азия, в меньшей степени Латинская Америка и Восточная Европа. Проекты конкурирующих с Росатомом компаний дороже и слабее, а разницу между ними нужно компенсировать политической составляющей. В последнее время этот процесс как раз активно выстраивался за счет именно компенсации в политическую часть. Но надо понимать, что в последнее время ставка делается как раз на экономическую целесообразность. Если опустить политические надстройки и рассматривать подписание этих соглашений только с точки зрения экономики, то перспективы очень хорошие.