Строительство Белорусской АЭС: хронология событий (начало)
27 мая 2014 года: Началось строительство второго энергоблока Белорусской атомной электростанции. Ранее был вырыт котлован и выполнены бетонные подготовки. Ведутся работы по возведению фундамента здания второго блока. На высокой стадии готовности находится реакторное отделение.
10 июня 2014 года: На втором энергоблоке Белорусской АЭС установлен первый элемент защитной оболочки реактора. Начался монтаж кольцевого кабельного коридора, который будет ограждать реакторное отделение. С помощью подъемного крана установлен первый элемент внутренней стены коридора - укрупненный облицовочный армированный каркас.
9 июля: Всебелорусская молодежная стройка открылась на площадке Белорусской АЭС. Сводный студенческий стройотряд состоит из более 200 юношей и девушек. Среди них студенты Брестской, Гомельской, Могилевской, Витебской, Гродненской, Минской областей, города Минска, а также Нижнего Новгорода и Обнинска.
30 июля 2014 года: "Атомэнергомаш" начал отгрузку устройства локализации расплава для блока N2 Белорусской АЭС. Высота этой крупногабаритной металлической конструкции в собранном виде составляет 14 м, диаметр - 6,5 м, масса - около 760 т.
18 августа 2014 года: Завершена сборка верхнего полукорпуса реактора для блока N1 Белорусской АЭС. Особенность сборки в том, что все детали необходимо выставить относительно друг друга с допустимым перепадом всего в 0,5 мм. Вес сборки полукорпуса реактора достигает 170 т. На завершающей стадии изготовления находятся внутрикорпусные устройства реактора: шахта, выгородка, блок защитных труб.
21 августа 2014 года: В Островце началось строительство здания информационного центра БелАЭС. Посетители центра смогут ознакомиться с принципом действия БелАЭС, стратегией обращения с радиоактивными отходами, особенностями систем безопасности. Сдача инфоцентра в эксплуатацию намечена на март 2015 года.
2 сентября 2014 года: Строительство БелАЭС перешло в надземную стадию. На энергоблоке N1 смонтирован первый блок внутренней защитной оболочки.
25 сентября 2014 года: "Энергомашспецсталь" изготовила заготовки корпусного оборудования для Белорусской АЭС. Общий вес поставки составил 507 т. Это заготовки для главного циркуляционного насоса, парогенератора, коллектора и комплектующие корпуса реактора.
17 октября 2014 года: "Энергомашспецсталь" отгрузило очередную партию заготовок оборудования для БелАЭС. В нее вошли в том числе комплектующие коллектора и корпуса реактора. Общий вес отгруженного оборудования составил 276 т.
20 октября 2014 года: Семинар МАГАТЭ прошел на БелАЭС. Сотрудники Международного агентства по атомной энергии ознакомились с состоянием и статусом Белорусской АЭС, провели обучающий семинар со специалистами предприятия по вопросам ввода электростанции в эксплуатацию и обязанностях и компетенциях эксплуатирующей организации.
23 октября 2014 года: Пилотный образовательный проект "День учителя на АЭС" реализован на БелАЭС. Проект разработат совместно с отделом образования, спорта и туризма Островецкого райисполкома для ознакомления педагогов региона с задачами белорусской ядерной энергетической программы, ходом сооружения и особенностями строительства БелАЭС.
30 октября 2014 года: Очередная крупная партия заготовок оборудования для БелАЭС отгружена украинским поставщиком в аодрес ОАО "АЭМ-технологии" (изготавливает оборудование для БелАЭС). В поставку вошли комплектующие главного циркуляционного трубопровода, парогенератора и главного циркуляционного насоса общим весом 358,3 т.
5 ноября 2014 года: Начато бетонирование внутренней защитной оболочки здания реактора энергоблока N1.
6 ноября 2014 года: На Белорусской АЭС смонтирован самый мощный в республике подъемный кран Libherr - 11350 грузопдъемностью 1350 т. Длина основной стрелы крана составляет 72 м, вспомогательной - 36 м.
18 ноября 2014 года: Устройство локализации расплава (так называемая ловушка расплава), изготовленное Волгодонским филиалом ОАО "АЭМ-технологии", доставлено на площадку строящегося блока №2 Белорусской АЭС. Для доставки устройства до БелАЭС использовался водный и автомобильный транспорт. Водная часть пути прошла по рекам Дон, Волга, Шексна, Свирь и Волхов. Протяженность маршрута составила около 3 тыс. км. При переходе с водного на автомобильный транспорт в районе Великого Новгорода был разработан новый маршрут, полностью согласованный с отделениями РЖД, городскими администрациями, федеральными дорожными службами и органами ГИБДД. В итоге крупногабаритные и тяжеловесные элементы устройства локализации расплава были успешно доставлены на строительную площадку Белорусской АЭС.
Устройство локализации расплава активной зоны представляет собой специальную систему защиты атомной станции. Конусообразная конструкция предназначена для улавливания жидких и твердых радиоактивных материалов в гипотетическом случае аварийного разрушения реактора АЭС. Использование подобной ловушки позволит даже при самой экстренной ситуации не допустить опасной утечки радиоактивных элементов за пределы корпуса устройства в окружающую среду.
Также "Силовые машины" изготовили паровую турбину и турбогенератор для первого энергоблока Белорусской АЭС, которые будут отправлены на станцию в начале 2016 года.
"Силовые машины" изготовят и поставят для БелАЭС две комплектные турбоустановки, включая быстроходные паровые турбины мощностью 1200 МВт каждая, конденсаторы и оборудование вспомогательных систем турбоустановки, а также два комплектных турбогенератора мощностью 1200 МВт с оборудованием вспомогательных систем.
9 октября 2015 года Президент Беларуси Александр Лукашенко и генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко провели встречу в Островце на площадке строительства Белорусской АЭС.
14 сентября 2015 года экспозиция Белорусской АЭС впервые открылась в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене в ходе 59-й Генеральной конференции агентства. По словам главы белорусской делегации - заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, предоставление площадки под национальную экспозицию является важным знаком со стороны руководства МАГАТЭ. "В агентстве сложилось хорошее мнение в отношении не только процесса строительства, но и создания инфраструктуры, подхода нашей страны к ядерной энергетической программе в целом", - отметил он.
14 октября 2015 года Волгодонский филиал АО "АЭМ-технологии" "Атоммаш" отгрузил корпус реактора для первого энергоблока Белорусской АЭС. Его доставят на станцию комбинированным путем. От завода-изготовителя на специализированной автомобильной технике корпус реактора транспортируют на причал Цимлянского водохранилища. От него до Великого Новгорода корпус реактора будет передвигаться по речному пути. Далее (от Великого Новгорода до Островца) его будут перевозить по железной дороге на специализированном транспортере.
Корпус реактора для первого блока Белорусской АЭС весит более 330 т, его высота 13 м, диаметр 4,5 м.
09 ноября 2015 года первый из четырех парогенераторов, предназначенных для энергоблока №1, доставлен на Белорусскую АЭС. Вес парогенератора - более 400 т, длина - около 16 м. Груз доставлен на строительную площадку по железной дороге с помощью спецтранспортера.
Парогенератор относится к основному оборудованию АЭС. Он представляет собой теплообменный аппарат, предназначенный для получения пара, с помощью которого в турбине вырабатывается электроэнергия. Парогенераторы для Белорусской АЭС изготавливают в Волгодонском филиале АО "АЭМ-технологии" "Атоммаш", который входит в группу компаний "Атомэнергомаш".
Кроме того, на стройплощадку Белорусской АЭС доставлен мостовой кран кругового действия (полярный кран) для первого энергоблока. Его грузоподъемность составляет 360 т. Полярный кран устанавливается под куполом гермооболочки здания реактора. Во время строительства он будет использоваться для транспортировки грузов и монтажа основного оборудования (реактора, парогенераторов и др.), при эксплуатации АЭС - для выполнения транспортно-технологических операций с ядерным топливом, а также для монтажа и демонтажа оборудования во время ремонтной кампании. Оборудование изготовлено ОАО "Тяжмаш".
27 ноября 2015 года в Беларуси указом №475 от 26 ноября 2015 года, затрагивающим вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, усилены лицензионные требования в области использования атомной энергии. Документ устанавливает более жесткие лицензионные требования и условия к субъектам хозяйствования в области использования атомной энергии.
Указом существенно расширяется перечень лицензионных требований и условий осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Вводится перечень особых лицензионных требований и условий, нарушение которых будет основанием для приостановления действия лицензии. Откорректирован перечень работ и услуг, составляющих деятельность в области использования атомной энергии. Лицензированию будет подлежать выполнение работ и предоставление услуг эксплуатирующим организациям, влияющих на безопасность, включая строительство объектов. В частности, вводится лицензирование строительно-монтажных организаций, осуществляющих работы по сооружению Белорусской АЭС.
21 декабря 2015 года в Волгодонском филиале "АЭМ-технологии" (входит в машиностроительный дивизион Росатома - "Атомэнергомаш") завершена сварка верхнего полукорпуса реактора для второго энергоблока Белорусской АЭС. Перед сваркой проходила операция по сборке составных частей полукорпуса. Уникальность этой операции заключается в том, что все детали необходимо выставить относительно друг друга с допустимым перепадом всего в 0,5 мм. Автоматическая сварка кольцевых швов длилась 15 дней при непрерывном подогреве зоны сварного соединения. После сварочных работ изделие отправили в печь на термическую обработку при температуре 300 градусов для получения требуемых механических свойств металла. Запланирован контроль сварных соединений, после чего внутри полукорпуса будет нанесена коррозионно-стойкая наплавка.
24 декабря 2015 года на площадку строительства Белорусской АЭС доставлен корпус реактора для первого энергоблока. Его монтаж начнется в 2016 году.
Корпус реактора изготовлен в Волгодонском филиале АО "АЭМ-технологии" "Атоммаш". Оборудование весит более 330 т, его высота 13 м, диаметр 4,5 м. Реактор представляет собой вертикальный цилиндрический корпус с эллиптическим днищем. Внутри корпуса размещается активная зона и внутрикорпусные устройства.
Продолжается изготовление корпуса реактора для второго энергоблока, его планируется доставить в Беларусь в 2017 году. В целом АО "АЭМ-технологии" изготовит для Белорусской АЭС более 50 видов оборудования. За 2013-2017 годы будет отгружено свыше 4 тыс. т оборудования.
4 января 2016 года учебно-тренировочный центр Белорусской АЭС в Островце заработал в тестовом режиме. На полномасштабном тренажере учебно-тренировочного центра начались занятия оперативного персонала будущих работников блочного пульта управления атомной станцией. К учебе приступили начальники смен энергоблока, начальники смен реакторного и турбинного цехов, ведущие инженеры по управлению реактором и турбиной.
Обучение проводится по разработанным сценариям тренажерных занятий. Основная цель занятий - выработать у сменного персонала навыки управления энергоблоком с пульта управления, отработать взаимодействие в составе смены, определить наиболее оптимальный состав смены, который в перспективе будет работать на энергоблоке.