Дни белорусской науки будут посвящены начинающим ученым
21.01.2015
В нынешнем году Дни белорусской науки, которые начинаются сегодня, пройдут под девизом "Молодежь. Наука. Инновации". Об этом сообщил на пресс-конференции министр образования Михаил Журавков, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам министра, сегодня во всем мире образование и наука являются главными стратегическими ресурсами развития. Наука и инновационная деятельность становятся первостепенными факторами и важнейшими механизмами обеспечения конкурентоспособности экономики, государственной безопасности.
Страны современного мира вступили в эпоху информатизации, построения общества знаний, когда большая часть экономического богатства создается в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. "Это серьезно меняет требования к подготовке кадров, их профессиональному и интеллектуальному потенциалу и, соответственно, диктует необходимость совершенствования системы организации учебного процесса, научной и инновационной деятельности в высших учебных заведениях", - отметил он.
Михаил Журавков подчеркнул: "В этих условиях возрастает роль университетов, они становятся локомотивами инновационного экономического развития. В Беларуси важная роль в этой работе отводится Министерству образования и ведущим вузам по повышению эффективности научных разработок и подготовке научных работников высшей квалификации. В этой связи нами особое внимание уделяется: разработке перспективных технологий и образцов новой техники, увеличению экспорта научной продукции, активному участию ученых в отечественных и зарубежных выставках и других научно-технических мероприятиях, развитию материально-технической базы высших учебных заведений и научных организаций".
Министр подчеркнул, что инновации, креатив, поиск нового там, где, казалось бы, уже все известно и открыто - это прерогатива молодых и энергичных, тех, кто жаждет открытий и готов к ним. С каждым годом интерес студенческой молодежи к занятиям научной деятельностью растет. Например, в аспирантуре системы Минобразования проходят подготовку 2 769 будущих Ньютонов, Эйнштейнов и Алферовых, а в докторантуре - 108 ученых. Между тем, эффективность системы подготовки научных работников высшей квалификации в значительной степени определяется научной работой будущих соискателей ученой степени в студенческие годы. Именно этап научно-исследовательской работы студентов позволяет не только создать научный задел, но и определить склонность молодых людей к занятиям научной деятельностью, дает возможность реализовать творческие способности.
Для того чтобы молодежь могла не только представить, но и осуществить все свои открытия, Министерство образования ежегодно является госзаказчиком исследований, выполняемых подчиненными университетами.
Основные научные направления проектов: супрамолекулярная химия, химический синтез новых веществ и материалов с заданной структурой, функциональными и физико-химическими свойствами; новые химические продукты и технологии; экология, природные ресурсы, ресурсосбережение, рациональное природопользование и защита от чрезвычайных ситуаций; наукоемкие технологии их производства; металлургические и литейные процессы. В структуре учреждений высшего образования министерства создана разветвленная сеть инновационных подразделений, включающая более 40 субъектов.