Минздрав Беларуси разработал гигиенические требования для электронных учебных изданий
09.04.2015
Минздрав Беларуси разработал гигиенические требования к оформлению текстовой информации и выходным сведениям для электронных учебных изданий. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщила заведующая лабораторией гигиены детей и подростков Научно-практического центра гигиены, кандидат медицинских наук Татьяна Пронина, комментируя постановление Министерства здравоохранения № 25 от 9 марта, опубликованное сегодня на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Ранее в Беларуси не было гигиенического норматива, который мог регламентировать параметры биологической безопасности электронного учебного издания (гарнитура шрифта, длина строки, яркость знаков и фона). Впервые в стране такие требования были разработаны на основе физиолого-гигиенических исследований, которые проводились специалистами НПЦ гигиены с участием школьников минских гимназий. Изучалась динамика психофизиологического состояния школьников при использовании электронных учебных изданий с разными способами оформления и предъявления учебного материала, а также оценивалась удобочитаемость разных вариантов стандартизованных текстов на бумажном и электронном носителе.
Как отметила Татьяна Пронина, все требования гигиенического норматива обоснованы. Для текстовой информации в учебном электронном издании, к примеру, не допускается применять узкое начертание гарнитуры шрифта, а также курсивное начертание гарнитуры шрифта для основного текста (за исключением выделений текста). Нельзя использовать более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице. Запрещен также красный фон электронной страницы, анимированные эффекты (движение, мерцание и другое) и перенос слов. В учебном электронном издании должны применяться не более трех гарнитур шрифта различных начертаний. Строки текста (за исключением заголовков и абзацев) должны начинаться с одного вертикального уровня.
Кроме того, изменения произошли в части массы некоторых учебных печатных изданий для общего среднего образования. Так, масса одного учебника для первого класса снизилась на 50 г и не должна превышать 250 г. Максимально допустимый вес учебника для 8-10-х классов снизился на 50 г и на 100 г - для 11-х. По словам Татьяны Прониной, такие изменения были продиктованы необходимостью снижения веса школьного ранца, что уменьшит риск формирования нарушений осанки у школьников. Изменение веса одной книги в результате может привести к снижению массы всего учебного комплекта до 200 г и более.
Татьяна Пронина также отметила, что часто родители упускают из вида то, что ребенок, помимо учебника, берет в школу дополнительные вещи - книжки, игрушки, тяжелые пеналы, что также влияет на общую массу. Поэтому ежедневный контроль за содержимым школьного ранца, равно как и развитие навыков самоконтроля у ребенка, может способствовать своевременной профилактике нарушений осанки, многократно увеличивающихся за период школьного обучения.