Строительство газопровода Ямал-Европа-2 подчеркнет высокий уровень доверия между Россией и Беларусью. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси доктор политических наук Сергей Кизима.
В возвращении России к проекту строительства второй очереди газопровода через Беларусь важны экономические резоны. "Скоро на рынок Евросоюза начнет поступать в больших объемах сланцевый газ из США. Ценовая конкуренция обострится, и "Газпрому" придется снижать стоимость своих поставок в ЕС. В этом случае первостепенную важность приобретет удешевление транзита", - считает эксперт.
На данный момент Беларусь является основной страной-транзитером для поставок в Евросоюз российской нефти, а Украина - газа. Эксплуатация Россией "Северного потока" для транспортировки части газа, ранее направляемого в ЕС через Украину и строительство газопровода Ямал-Европа-2 может в корне изменить ситуацию. "Беларусь для России может стать ключевой страной в плане поставок как нефти, так и газа на самый важный для нее рынок - Евросоюза. Это логично, учитывая, что Беларусь активно участвует в интеграционных проектах с Россией, а Украина нет. В связи с этим для России заведомо безопаснее доверять самые важные проекты наиболее близким союзникам", - подчеркнул Сергей Кизима.
Дополнительная ветка через Беларусь позволит России с большей выгодой для себя поставлять в ЕС большие объемы газа экономным белорусским маршрутом. Сергей Кизима отметил и очевидную выгоду для Беларуси - увеличение объема транзита газа через страну означает рост поступлений в бюджет. Удастся неплохо заработать на строительстве самого газопровода. Будут созданы дополнительные рабочие места. "Возрастет престиж Беларуси как главного транзитера российских энергоресурсов для ЕС и значение нашей страны для России. Реализация подобного проекта подчеркнет высокий уровень доверия между Россией и Беларусью, что будет позитивно оценено другими потенциальными инвесторами. Подобная динамика будет неизбежно учитываться и нашими европейскими партнерами", - уверен Сергей Кизима.
Политолог обратил внимание, что в Беларуси полным ходом идет масштабное строительство логистических центров - в полном соответствии с лучшим зарубежным опытом. Благодаря этому в перспективе страна сможет извлекать большие доходы с нынешних грузопотоков и повысит свою привлекательность для получения новых. При этом основной фактор для резкого увеличения потоков грузов через Беларусь будет связан с установлением маршрутов из Азии в Европу и наоборот. "Если партнеров из Китая и Евросоюза удастся заинтересовать маршрутом поставок товаров через Казахстан, Россию и Беларусь, перспективы роста потоков грузов будут просто грандиозными. Определенный позитив для Беларуси состоит и в наращивании поставок грузов по маршруту из Черного моря к Балтийскому, но тут трудно ожидать такого же роста грузопотоков, как по маршруту ЕС-Азия", - сказал эксперт.
Как сообщалось, в начале апреля президент России Владимир Путин поручил "Газпрому" вернуться к проработке проекта газопровода Ямал-Европа-2 через Беларусь для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию. Предполагается, что мощность газопровода составит не менее 15 млрд.куб.м газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено в течение шести месяцев.