25.04.2014 15:00 - 16:00
Во время онлайн-конференции будет организован видеомост с Москвой, во время которого прозвучат ответы на вопросы, касающиеся обеспечения безопасности АЭС и перспектив развития мирного атома.
Александр Александрович, какие работы по повышению безопасности сейчас ведутся на площадке ЧАЭС?
Главные работы, ведущиеся на площадке, связаны с созданием так
называемого нового безопасного конфаймента - НБК. Это огромная
металлическая арка весом около 30 тыс.т, которую собирают к западу от
известного всем саркофага ("Укрытия") и должны надвинуть на этот объект в
2015 году.
"Арка" станет самой большой надвижной конструкцией в
истории человечества. Как уже подсчитали, ее высота даже немного
превысит высоту центрального пролета моста "Золотые ворота" в
Сан-Франциско.
Зачем же понадобилось еще раз закрывать разрушенный при аварии 4-й блок, уже имеющий свое знаменитое "Укрытие", построенное в 1986 году?
К сожалению, уже к 1989 году информация, собранная в результате исследований внутренних помещений и строительных конструкций объекта, показала, что "Укрытие" все-таки может представлять опасность для окружающей среды (например, при сильном землетрясении), и эта опасность с течением времени возрастает.
Тогда специалисты Курчатовского института выдвинули концепцию особо долговременного и экологически безопасного захоронения топлива. Предлагалось создать еще одну герметичную и прочную оболочку, которая полностью изолирует внешнюю среду от радиоактивных материалов, находящихся в разрушенном блоке. Одновременно она должна была служить надежной защитой, под которой можно было бы провести разборку объекта.
25 лет понадобилось, чтобы преодолеть технические, организационные, а главное - огромные финансовые трудности, чтобы сейчас наблюдать вырастающую на площадке огромную конструкцию.
Стоимость "Арки" на данный момент около 1 млрд евро. Финансируется проект из чернобыльского фонда "Укрытие", который организовали страны-доноры.
"Арка" отличается не только масштабами, но и сложной внутренней структурой, в которой главное место занимают механизмы для будущей разборки конструкций и радиоактивных материалов, находящихся в "Укрытии".
Сейчас на территории ЧАЭС осуществляются еще такие проекты, как создание хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ) для трех энергоблоков Чернобыльской АЭС и строительство централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) для нужд всех АЭС Украины.
Что касается российских специалистов, то связь между ними и ЧАЭС не прерывается. Один из последних примеров - осенью 2013 года подписан протокол перспективных научно-исследовательских и проектно-конструкторских инициатив между Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники им. Н.А. Доллежаля и ЧАЭС. Они включают в себя подготовку концепций вывода из эксплуатации 1-го, 2-го и 3-го энергоблоков ЧАЭС, концепций по обращению с РАО и ОЯТ, а также мониторинг и укрепление барьеров, предотвращающих распространение радиоактивных веществ.
Какой главный урок преподнес Чернобыль всему человечеству?
Во-первых, на мой взгляд, урок в том, что безопасность в атомной
энергетике не должна зависеть от каких-либо иных факторов, будь то
политика, экономика и т.д.
И еще один важный момент. Общественное
восприятие радиационных аварий, независимо от их радиологических
последствий, всегда обостренное и приводит к серьезным
социально-экономическим последствиям. Это не только урок чернобыльской
аварии, но и аварии на АЭС "Фукусима-1". В результате именно этого
фактора при абсолютной незначительности радиологических последствий
фукусимской аварии для персонала и населения социально-экономические
последствия оказались существенными.
Рафаэль Варназович, в чем, на Ваш взгляд, кроется основная уязвимость современных АЭС: в применяемых технологиях, в человеческом факторе или в непредсказуемости природных катаклизмов?
Во всех случаях проблемы связаны с человеческим фактором - либо на
стадии проектирования и конструирования, либо на стадии эксплуатации.
Современный уровень знаний в области безопасности атомной энергетики
позволяет конструировать, проектировать и строить безопасные АЭС с
учетом всех факторов площадки размещения.
Человеческий фактор
состоит в том, что как это было, например, в случае "Фукусимы-1",
эксплуатирующей организацией были грубо проигнорированы особенности
площадки ее размещения и не были реализованы необходимые меры
модернизации, которые были понятны сообществу специалистов и которые
обеспечили бы необходимую защиту АЭС в случае произошедшего
землетрясения и цунами. Надзорный орган Японии также не выполнил свою
функцию по предъявлению требований о необходимости модернизации для
приведения японских АЭС в соответствие с современными требованиями по
безопасности.
Правительство Японии приняло решение не отказываться от использования АЭС, в целом ряде европейских, азиатских и африканских стран новые атомные станции либо уже возводятся, либо в скором времени начнут строиться. Это, на Ваш взгляд, свидетельствует о возрождении большого доверия к атомной энергетике в мировом сообществе?
Развитие атомной энергетики определяется фундаментальными причинами.
Во-первых, устойчивое экологически безопасное обеспечение человечества
энергией не может быть реализовано в рамках технологий энергетики с
использованием органических теплоносителей. Достижение уровня
потребления электроэнергии, соответствующего развитым странам, на основе
тепловой энергетики приведет к абсолютно неприемлемому масштабу
экологических проблем. Даже при современной численности населения Земли.
Во-вторых,
исходя из рисков, связанных с глобальным потеплением вследствие
техногенного фактора, ядерная технология - единственная, которая
способна обеспечить базовые потребности человечества в электроэнергии.
Была информация о том, что украинский "Энергоатом" хочет использовать американское ядерное топливо вместо российского для загрузки трех энергоблоков АЭС Украины. Это технологически возможно? Не возникнет ли угрозы для безопасной эксплуатации АЭС?
Теоретически в ядерном реакторе могут использоваться топливные сборки
разных производителей. Однако все не так просто. Использование «не
родных» топливных сборок требует большого количества исследований по их
адаптации к конкретному типу реактора. Топливные сборки, подготовленные
без достаточных испытаний, не выдерживают стандартных условий
эксплуатации и могут деформироваться, что уже имело место в случае с
поставкой на АЭС с ВВЭР топливных сборок американской компании
Westinghouse. А это, как вы сами понимаете, не приводит к повышению
безопасности.
Еще раз подчеркну, что задача не является неразрешимой, просто необходимо провести требуемые исследования и испытания в надлежащем объеме и довести сборки до требуемого уровня надежности, после чего можно с уверенностью говорить о достижении необходимых параметров эксплуатации топливных сборок. Кстати, российские специалисты в настоящее время осваивают производство топливных сборок геометрии, подходящей для западных, в том числе американских, проектов АЭС.
Рафаэль Арутюнян:
Угрозы безопасности эксплуатации АЭС
возникают не вследствие желания заменить российское топливо на АЭС
российских конструкций в Украине, а вследствие нарушения принятых
процедур обоснования безопасности такой замены российского топлива на
топливо компании Westinghouse.
Предыдущие попытки установить
топливо компании Westinghouse в реакторы АЭС российской конструкции,
минуя длительный цикл процедур доказательства безопасности АЭС в целом в
случае такой замены, в том числе ядерной безопасности, уже привели к
серьезным проблемам в эксплуатации активной зоны на АЭС ВВЭР-1000 в
Чехии и на Южноукраинской АЭС.
Могут ли сегодня страны самостоятельно, без согласования с кем-либо, принимать решения, которые затрагивают ключевые основы работы АЭС и непосредственно такой аспект, как безопасная эксплуатация атомных станций?
Безусловно, любые действия, связанные с безопасностью АЭС, должны осуществляться по прозрачным процедурам с независимой оценкой безопасности и во взаимодействии с конструкторами и проектантами АЭС. В противном случае за безопасность перестает кто-либо отвечать.
Прошла информация о том, что специалисты разработали проект программы послепроектного анализа Белорусской атомной электростанции. Для чего это необходимо?
После событий, произошедших на АЭС "Фукусима-1", по предложению МАГАТЭ на большинстве эксплуатируемых в мире АЭС были проведены так называемые стресс-тесты для оценки уровня их безопасности. Для строящихся и проектируемых АЭС такие проверки проводятся при проектных работах. Как это было сделано, например, для ЛАЭС - 2 и Балтийской АЭС, являющихся аналогами Белорусской АЭС. Все это делается для повышения уровня безопасности атомных станций.
Налажен ли диалог между экологами, осуществляющими в настоящее время долгосрочный общественный мониторинг воздействия БелАЭС на окружающую среду, белорусскими энергетиками и специалистами-атомщиками? Удается ли получить всю необходимую информацию, принимая во внимание, что АЭС является особым, "закрытым" объектом?
Сегодня белорусские энергетики, специалисты-атомщики предоставляют
общественности максимально полную информацию, насколько это возможно в
отношении такого объекта, как атомная электростанция.
Понятно,
что есть определенная информация (ноу-хау, технологии, используемые при
строительстве АЭС), которая является коммерческой либо служебной тайной и
не подлежит широкому разглашению. Но о том, что касается вопросов
безопасности, в первую очередь воздействия на окружающую среду, на
здоровье человека, процесса строительства, соблюдения и применения на
практике норм безопасности, - информация более чем исчерпывающая.
И получить ее можно из нескольких источников. Во-первых, хорошо работает сайт государственного предприятия "Белорусская АЭС" dsae.by. Там всегда достаточно свежая и полная информация. Очень информативен также созданный БЕЛТА сайт по атомной энергетике atom.belta.by, на котором любое заинтересованное лицо имеет доступ к самой свежей информации о строительстве первой белорусской АЭС.
Кроме
того, в Островце на базе РУП "Белорусская АЭС" функционирует
общественный информационный центр, который в рамках своих функций
полноценно взаимодействует со всеми общественными структурами, в том
числе с экологическими организациями и объединениями. Надеюсь, такое
взаимодействие продолжится и в дальнейшем.
Готовы ли финские и французские экологи присоединиться к проекту общественного мониторинга воздействия Белорусской АЭС на окружающую среду? На какой стадии находятся переговоры?
Наши французские и финские коллеги подтвердили свое согласие участвовать
в программе мониторинга строительства атомной электростанции в
Беларуси. Речь идет об изучении влияния АЭС на флору и фауну в районе
бассейна реки Вилия, которая протекает недалеко от зоны строительства
АЭС, а также мониторинге воздействия АЭС на другие компоненты окружающей
среды, расположенные вблизи объекта.
Единственное, что нас
сегодня сдерживает, это необходимость изыскания финансовых ресурсов для
реализации этих программ. Мы стремимся привлекать средства международных
фондов, спонсоров, пожертвования и формируем бюджет, чтобы в этом году
начать реализацию программы мониторинга и, соответственно, обеспечить
хотя бы покрытие расходов по проезду, питанию и проживанию для наших
коллег из Финляндии и Франции. Но их принципиальное согласие на участие в
этом мониторинге мы уже получили.
Какие крупные либо уникальные разработки были сделаны в последние годы сотрудниками института "Сосны"? По каким вопросам институт взаимодействует с Госатомнадзором Беларуси?
В Институте создан уникальный ядерно-физический комплекс "Ялiна",
состоящий из двух подкритических сборок, генератора нейтронов и
измерительного комплекса. В настоящее время он является единственным
подобным действующим ядерно-физическим комплексом в Европе, на котором
изучаются ядерно-энергетические установки нового поколения -
подкритические системы, управляемые внешними источниками, тогда как в
России, Японии, США и ряде стран ЕС они находятся на стадии проектных
разработок.
Следует упомянуть, что в Бельгийском ядерном центре
(г.Моль) на базе критического реактора VENUS создан универсальный стенд,
функционирующий в критическом и подкритическом режимах. В Харьковском
физико-техническом институте (Украина) создан нейтронный источник,
состоящий из подкритического реактора, мишенного блока и ускорителя
электронов, физический пуск которого планируется в ближайшее время.
Как институт "Сосны" сотрудничает с МАГАТЭ? Осуществляют ли эксперты этой международной структуры регулярные инспекции объектов "Сосен"?
В институте проводится большая работа по обеспечению выполнения Беларусью Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о физической защите ядерных материалов и Соглашения о гарантиях МАГАТЭ о непереключении ядерных материалов с мирной на военную деятельность. Представители МАГАТЭ регулярно посещают институт с инспекциями различного уровня.