06.11.2014 11:00 - 12:00
Комплексная проверка строительства Белорусской атомной электростанции проводится с 27 октября по 6 ноября. В ней принимают участие представители государственных органов и их структурных подразделений, которые занимаются надзорной деятельностью за строительством БелАЭС, в том числе Госатомнадзора, Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС, Госстандарта Беларуси, а также представители российского Федерального государственного унитарного предприятия ВО "Безопасность" в качестве консультантов.
Программа проверки содержит направления, касающиеся выполнения РУП "Белорусская АЭС" лицензионных требований и условий, а также соблюдения законодательства при сооружении атомной электростанции. Эксперты контролируют обеспечение безопасности при сооружении блока №2 (в части возведения оснований и фундаментов зданий и сооружений) и блока №1 БелАЭС.
В чем отличие и специфика комплексной проверки строительства Белорусской АЭС от других надзорных мероприятий на площадке в Островце?
Учитывая, что АЭС – сложный технический объект, надзор за ее сооружением является комплексным и включает такие направления, как надзор за ядерной и радиационной безопасностью, надзор в области промышленной безопасности, государственный строительный, пожарный, экологический и другие виды надзора.
Перечисленные виды надзора осуществляются различными надзорными органами, в том числе: Департаментом по ядерной и радиационной безопасности МЧС Республики Беларусь (Госатомнадзор); Департаментом контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (Госстройнадзор), специализированной инспекцией Госстройнадзора; органами государственного пожарного надзора МЧС; Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзор) и другими государственными структурами.
Каждый из них осуществляет деятельность в пределах своих полномочий и на основании соответствующих нормативных документов. При этом используются различные методы контроля (надзора), в том числе оперативные, целевые и внеплановые проверки и инспекции по соответствующим планам надзорной деятельности.
Общую координацию надзора осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям – регулирующий орган в области ядерной и радиационной безопасности.
Особенность комплексных проверок состоит в том, что в их подготовке и проведении одновременно участвуют сразу несколько надзорных органов, что позволяет получить полную картину обеспечения безопасности Белорусской АЭС с учетом многих аспектов, связанных между собой, а в комплексе – определяющих безопасность станции в отдаленной перспективе (как в активном периоде ее функционирования, так и после консервации).
Какую дату можно считать точкой отсчета в инспекциях на площадке строительства Белорусской АЭС?
Точкой отсчета в инспекциях на площадке строительства Белорусской АЭС можно считать 31 мая 2012 года – дату выдачи эксплуатирующей организации - государственному учреждению "Дирекция строительства АЭС" - лицензии на размещение блоков №1 и №2 БелАЭС. После реорганизации эксплуатирующая организация стала республиканским унитарным предприятием "Белорусская АЭС". До выдачи лицензии Госатомнадзор осуществлял надзор за проведением работ по выбору площадки для АЭС. Его специалисты инспектировали организации, которые привлекались к работам по выбору площадки, на предмет выполнения ими требований технических нормативных правовых актов, регулирующих данную деятельность.
Чем обусловлено участие российских специалистов в комплексной проверке?
Российские специалисты, а это представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), привлекаются к проверкам Госатомнадзора для консультирования белорусских коллег по различным вопросам надзорной деятельности. Белорусская АЭС строится по российскому проекту АЭС-2006, а сотрудники Ростехнадзора имеют большой опыт инспектирования подобных атомных электростанций.
Каковы предварительные выводы по итогам комплексной инспекции?
Предварительные результаты проведения комплексной проверки показали, что субъекты надзора в целом соблюдают требования нормативных документов в части обеспечения безопасности при проведении работ по сооружению Белорусской АЭС.
Вместе с тем специалистами надзорных органов выявлен ряд нарушений при проведении гидроизоляционных работ, входного контроля оборудования, строительных, бетонных и арматурных работ, при установке и монтаже грузоподъемного оборудования. В этой связи хотелось бы отметить, что, с учетом охвата тематики, ни одна комплексная проверка не обходится без выявления нарушений. Как показал опыт участия представителей Госатомнадзора в проведении проверок на АЭС в Российской Федерации (ЛАЭС-2, Нововоронежская АЭС-2), сходные нарушения выявляются на всех АЭС, однако при своевременном устранении они не носят критического характера. Важно понимать, что цель надзорной деятельности – прежде всего упреждение, профилактика нарушений.
После окончания комплексной проверки будут подготовлены акт и предписание, в которых будет представлен окончательный перечень нарушений и установлены сроки их устранения.
Как контролируется устранение недостатков, выявленных в ходе инспекций на площадке строительства БелАЭС?
Контроль устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок, осуществляется постоянно. С этого начинается каждая новая проверка. Любое предписание – это документ, в котором содержится указание на нарушение и срок его исправления. В ходе текущей проверки было установлено, что эксплуатирующая организация соблюдает соответствующие сроки устранения нарушений.
В Госатомнадзоре ведется постоянный учет и контроль за выполнением требований предписаний, выданных по результатам проведения проверок. Субъекты надзора уведомляют департамент об их выполнении в установленные сроки, а при невозможности своевременно это сделать – обосновывают необходимость переноса сроков, разрабатывают и согласовывают с нами компенсирующие мероприятия.
Происходят ли изменения в надзорной деятельности по мере продвижения строительства Белорусской АЭС? Если да, то какие, и что предусматривается в ближайшей перспективе?
Изменения, безусловно, происходят. Они связаны как с расширением областей проверок, так и с применяемыми подходами и методами.
Если говорить о тематике, то в прошлом году в центре внимания были вопросы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, функционирования системы обеспечения качества ГУ "Дирекция строительства АЭС" (сейчас РУП "Белорусская АЭС"), а после начала строительства БелАЭС 6 ноября 2013 года – строительного надзора.
В текущем году Госатомнадзором осуществлен ряд целевых проверок на площадке строительства АЭС, в ходе которых контролировалось проведение гидравлических испытаний смонтированных участков различных систем, важных для безопасности.
В настоящее время осуществляется изготовление и поставка оборудования для станции. В этой связи большое внимание уделяется надзору за приемкой оборудования. Наши специалисты выезжали на один из российских заводов - изготовителей оборудования для Белорусской АЭС – ООО "ОМЗ-Спецсталь" в г.Колпино, где осуществляли контроль выполнения представителями генерального подрядчика, эксплуатирующей организации, подрядных организаций требований нормативных документов при проведении приемочной инспекции заготовки днища внутрикорпусной шахты реактора блока №1 БелАЭС.
Планируется проведение аналогичных проверок и на других заводах. До конца текущего года совместно с российскими коллегами из ФГУП ВО "Безопасность" будут осуществлены три выезда на российские заводы-изготовители (Санкт-Петербург и Волгодонск) с целью проведения контроля за изготовлением оборудования.
В целом, главными особенностями 2014 года стали регулярные комплексные проверки с участием сразу нескольких белорусских надзорных органов и привлечением российских специалистов в качестве консультантов (февраль, октябрь-ноябрь), а также установление режима постоянного государственного надзора на площадке строительства БелАЭС.
Госатомнадзор сообщал, что до конца года на площадке строительства БелАЭС заработает в режиме постоянного надзора отдельное структурное подразделение. Как обстоят дела на сегодняшний день, какой есть прогресс?
В июле 2013 года в Госатомнадзоре создано управление надзора за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок, в состав которого входит отдел надзора за ядерной и радиационной безопасностью на площадке АЭС.
В 2013-2014 годах на работу в это управление принято семь молодых специалистов. Свою деятельность в качестве инспекторов они начинают не сразу: сначала проходят специальные программы подготовки для допуска к самостоятельной работе, теоретическое и практическое повышение квалификации и стажировки по очень интенсивному графику.
Например, в июле 2014 года в Минске организовано два семинара по вопросам надзорной деятельности (один проводили российские специалисты, другой – эксперты МАГАТЭ), двухмесячная стажировка двух инспекторов в Болгарском национальном агентстве по ядерному регулированию (BNRA), участие в качестве наблюдателей в совместной комплексной инспекции Ростехнадзора на Ленинградской АЭС-2 (станции-аналоге Белорусской АЭС).
До конца года при поддержке МАГАТЭ и Европейской комиссии запланировано проведение двухнедельного семинара в Минске по теме "Регулирующий контроль" для молодых специалистов Госатомнадзора. До конца текущего месяца четыре наших инспектора пройдут повышение квалификации на Нововоронежкой АЭС, в ходе которого получат углубленные знания об устройстве и работе блоков №5 и №6, являющихся аналогами блоков БелАЭС.
Сейчас у нас есть семь инспекторов для надзора за строительством Белорусской АЭС. Помимо них, в надзорной деятельности участвуют более 20 специалистов других структурных подразделений Госатомнадзора, документально определен режим постоянного госнадзора.
К настоящему моменту Госатомнадзор обеспечил режим постоянного присутствия инспекторов на площадке БелАЭС и надзор за всеми ключевыми событиями строительства.