12.12.2013 12:00 - 13:00
Надежность работы энергосистемы и ее управляемость - одни из ключевых факторов, влияющих на развитие народного хозяйства и обеспечивающих экономическую безопасность страны. В соответствии с программой развития белорусской энергосистемы строятся новые и модернизируются имеющиеся мощности, возводятся и реконструируются с учетом нужд экономики электросети, обеспечивается должный уровень надежности электроснабжения и эффективности производства и сбыта электроэнергии.
При этом доступность подключения к системе электроснабжения является одним из условий, влияющих на развитие частного бизнеса и инвестиционный климат в стране. За последние два года Министерство энергетики и ГПО "Белэнерго" провели значительную работу по упрощению процедуры подключения к системе электроснабжения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и повышению рейтинга Беларуси в ежегодном отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" по этой позиции. В настоящее время для подключения необходимо пройти 5 административных процедур, затратив на это 92 календарных дня. Еще недавно процедур было гораздо больше, они были сложнее, и для их прохождения требовалось больше времени.
Что изменилось в сфере подключения к электросетям? Почему белорусская сторона и эксперты Всемирного банка по-разному оценивают условия подключения к электроснабжению? Что делается для развития и модернизации электросетей? Когда начнется строительство внешних сетей электроснабжения инфраструктуры Белорусской АЭС? Возможно ли участие частного бизнеса в инфраструктурных проектах энергетики? На эти и другие вопросы отвечают участники онлайн-конференции, посвященной теме развития энергетической инфраструктуры в Беларуси.
Насколько надежными являются сегодня электросети Беларуси? Что делается в плане развития и модернизации электросетей?
Сегодня, если у человека пропадает свет, то это вызывает какую-то панику. Мы, энергетики, со своей стороны предпринимаем ряд новшеств, которые уменьшат количество отключений. В частности, это использование не голых проводов, а покрытых или изолированных. Это провода, которые обеспечивают электробезопасность, одновременно снижается количество отключений, связанных с попаданием посторонних предметов на провода, например веток.
Какие проблемы подключения к электросетям являются наиболее типичными и распространенными?
Это, прежде всего, некачественная разработка документации, из-за которой на стадии строительства приходится вносить необходимые корректировки и повторно проходить экспертизу. Все это влияет на сроки подключения. Также имеются проблемы с качеством электромонтажных работ. Да, сегодня есть у нас дефицит как качественных проектировщиков, так и качественных электромонтажных организаций. Кроме этого, возникают проблемы уже при сдаче непосредственно исполнительной документации (после того, как выполнены проект и строительно-монтажные работы) в электросетевую компанию или при представлении документов в Госэнергонадзор. Бывает, что в бумагах есть разночтения по цифрам - эти описки и ошибки также влияют на срок подключения и требуют время на их устранение. Это типичные проблемы, которые обычно возникают. Мы, со своей стороны, стараемся все максимально оптимизировать и упростить, чтобы не создавать людям проблем.
Можно ли процедуру подключения сделать еще более простой и понятной? Какие в настоящее время рассматриваются предложения по совершенствованию процесса подключения к электросетям?
В настоящее время в рамках выстроенной в республике системы взаимоотношений, затрагивающей процесс подключения к системе электроснабжения, энергетиками приняты максимально возможные и исчерпывающие меры по корректировке законодательства, направленные на упрощение процедуры подключения к системе электроснабжения.
Изучение опыта подключения к электрическим сетям в странах, занимающих более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка по показателю "Подключение к системе электроснабжения", показало, что энергетические компании выполняют весь комплекс работ, необходимых для подключения к системе электроснабжения по принципу "одно окно": подготовку технических условий, проектные, строительно-монтажные работы и непосредственное подключение.
В настоящее время Министерством энергетики подготовлен проект нормативного правового акта, предусматривающий организацию процесса по подключению к системе электроснабжения на уровне напряжения до 10 киловольт и потребляемой мощностью до 250 кВА включительно по принципу "одно окно".
Предполагается, что энергоснабжающие организации будут оказывать заинтересованному лицу весь комплекс работ, необходимых для подключения электроустановок к электрическим сетям: подготовку технических условий; разработку проектной документации на электроснабжение; выполнение работ по строительству электрических сетей; подключение построенных объектов электроснабжения к электрическим сетям и оформление соответствующих правоустанавливающих документов; получение предусмотренных актами законодательства разрешений и согласований, а также иные работы, необходимые для выполнения технологического присоединения.
Также хотелось бы отметить, что формирование благоприятных условий в сфере предпринимательской деятельности, в том числе и при подключении к системе электроснабжения, возможно только при совместной работе органов государственного управления и частного сектора. К сожалению, ни на одно из обращений Минэнерго в предпринимательские объединения ответы не получены.
Как продвигается строительство системы выдачи мощности Белорусской АЭС? Какие изменения происходят в целом в электросетях с учетом ввода первого блока станции в эксплуатацию в 2018 году?
Строительство новых источников энергии требует и создания системы выдачи мощности. Относительно Белорусской АЭС предусмотрена выдача мощности в 2000 МВт - будет строиться тысяча километров линий в 330 кВ. То есть вся необходимая энергетическая инфраструктура, связанная с возведением атомной электростанции, у нас будет создана.
Контракт на строительство системы выдачи мощности Белорусской АЭС подписан, наш партнер - китайская компания. Насколько я знаю, финансирование открыто. Специалисты РУП "Белэнергосетьпроект" осуществляют разработку проектно-сметной документации, затем китайская компания, выигравшая тендер, будет заниматься строительством сетей. Буквально в январе-феврале должны начаться работы по подготовке сетей по выдаче мощности Белорусской атомной электростанции.
Ведутся ли уже работы непосредственно по изготовлению реактора для Белорусской АЭС? Когда он будет готов и как планируется его доставлять в Беларусь - водным путем?
Хочу сказать следующее: изготовление реактора для атомной электростанции – это длительный процесс, и он занимает несколько лет.
Что касается непосредственно изготовления реактора, то работы уже начаты. Вы, возможно, видели в СМИ информацию о том, что уже сделан ряд заготовок для корпуса реактора на заводе в Краматорске. И эти заготовки уже приняты как заводом-изготовителем корпуса-реактора, так и представителями заказчика и генподрядчика. Само изготовление ряда обечаек будет продолжаться до середины следующего года. Потом на Волгодонском филиале ЗАО "АЭМ-Технологии" приступят к изготовлению корпуса реактора.
Что касается доставки, то реактор для АЭС – это груз крупногабаритный, поэтому он, как и ловушка расплава для Белорусской атомной электростанции, будет доставляться водным путем из Волгодонска через Днепр и Березину.
Сотрудничает ли на данном этапе Беларусь с экспертами МАГАТЭ в вопросах строительства атомной электростанции? Как часто страну посещают миссии Международного агентства по атомной энергии?
Республика Беларусь тесно сотрудничает с МАГАТЭ, и не только в плане строительства атомной электростанции. Что касается возведения АЭС, то Минэнерго имеет технический проект сотрудничества с МАГАТЭ по подготовке кадров.
Если говорить о миссиях, то недавняя была в июне прошлого года, она оценивала инфраструктуру Беларуси в части готовности к строительству атомной электростанции. Миссия отметила, что наша инфраструктура довольно хорошо подготовлена к строительству АЭС, дала высокую оценку нашей готовности. Вместе с тем был высказан ряд рекомендаций и отмечен ряд так называемых положительных практик, которые можно рекомендовать другим странам, исходя из нашего опыта.
В дальнейшем, по мере строительства атомной электростанции в Беларуси, также будут запланированы миссии Международного агентства по атомной энергии.
В Иордании, планирующей построить свою первую атомную станцию, заявили о том, что АЭС должна функционировать на условиях партнерства частного сектора и государства. Возможно ли в перспективе такое партнерство применительно к белорусской атомной станции?
Согласно закону Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства", объекты атомной электростанции и объекты, необходимые для ее функционирования, не относятся к объектам, находящимся только в собственности государства. То есть из этого следует, что могут быть и частные инвесторы при строительстве атомной электростанции. Законодательством это не запрещено.
Хочу уточнить, а возможно ли ТЭЦ или ГЭС построить с участием частного капитала на паритетных основах, чтобы потом получать доход от эксплуатации?
У нас строится ряд гидроэлектростанций, в частности Витебская ГЭС – там у нас задействован российский капитал, российская кампания строит. Еще одна гидроэлектростанция строится с китайскими партнерами. То есть две гидроэлектростанции сейчас строятся за счет иностранных инвестиций.
Что касается частников: к примеру, никто не запрещает частникам создавать солнечные батареи и ветряные установки. Наоборот, государство стимулирует развитие этих источников энергии. Есть законодательный акт, который позволяет строить подобное именно частникам.
Сегодня выработка электроэнергии осуществляется не только на электростанциях, которые в нашем ведении и управлении. Есть предприятия, у которых имеются собственные источники генерации, к примеру, это ОАО "Нафтан" и ОАО "Гродно Азот". Фактически любое предприятие может подготовить бизнес-план и построить источник генерации либо на местных видах топлива, либо с использованием газа. В нашем государстве это делается без проблем.
Кстати, мы обязаны принимать лишнюю электроэнергию, которую производит предприниматель и частное лицо. Наше законодательство говорит о том, что, если предприниматель либо частное лицо построили источник генерации, то энергетики должны предоставить ближайшую точку для подключения, и всю лишнюю электроэнергию мы обязаны забрать.
Судя по сообщениям СМИ, энергосистема Беларуси все время модернизируется и улучшается, модернизируются ГРЭС и строятся ГЭС. Какую роль в этом разнообразии источников генерации призвана сыграть строящаяся белорусская АЭС?
Это вопрос нашей энергетической безопасности. Ввод атомной станции в эксплуатацию позволит диверсифицировать потребление энергоресурсов.
Для оптимального включения АЭС в состав энергосистемы необходим сопоставимый резерв мощности. Что для этого уже делается? За счет каких решений предполагается балансировать энергосистему в периоды минимальной и максимальной нагрузки после начала работы АЭС?
Я хочу отметить, что, безусловно, на своих генерирующих источниках мы готовимся к работе АЭС в нормальном режиме выдачи мощности. И та модернизация, которая проводится сегодня на энергоисточниках, в первую очередь это установка маневренных парогазовых блоков, газовых блоков, будет позволять оперативно реагировать на изменения ситуации. Резерв мы обеспечим, чтобы энергосистема Беларуси устойчиво работала после пуска атомной станции, да и сама станция устойчиво работала в соответствии с ее графиком эксплуатации. При необходимости те маневренные блоки, которые у нас будут, позволят компенсировать остановку станции на плановые ремонты блоков АЭС. Это, в принципе, только одно из мероприятий, таких мероприятий разрабатывается целый комплекс, говоря короче - мы работаем над эффективным решением этой задачи.
Интересно, а электроэнергия с Белорусской АЭС предназначена только для Беларуси или возможен и ее экспорт? Есть ли для этого технические возможности - связи между Беларусью и соседними странами, возможно ли использование связей с Литвой для подачи энергии в страны Балтии?
Мы сегодня работаем в едином энергетическом комплексе, в единой энергетической системе. У нас есть связи с Литвой, Россией, Украиной, существующие в Беларуси сечение и оборудование нам это позволяют.
Что касается купли-продажи электроэнергии после ввода в эксплуатацию АЭС, то это уже вопрос рынка и цены на данном пространстве. Это работа экономистов - кому сколько продать. Безусловно, если наша цена будет конкурентоспособной, то будет рассматриваться и вопрос о продаже электроэнергии в сопредельные страны. Конечно, если это будет нам выгодно.
У нас сегодня идут перетоки с Украиной, Россией, Литвой. Все зависит от того, какие договоры заключены между странами по купле-продаже. Сети нам позволяют, и на сегодняшний день обеспечиваются все необходимые перетоки: если, например, Литва хочет купить электроэнергию - то нет никаких проблем.
Ольга! Добрый день. Подскажите, а когда в Беларуси могут быть созданы центры по обслуживанию потребителей (там будут и вопросы подключений и другие), как в России и Казахстане. Причем эти центры создаются как отдельные структуры (департаменты), а не в виде дополнительных функций существующих подразделений. Как мне кажется, это эффективная мера. Или эта система не может работать в Беларуси в силу законодательства или отсутствия частного капитала в энергетике?
В Российской Федерации есть департамент по клиентскому обслуживанию, он входит в структуру Московской объединенной электросетевой компании, то есть это не отдельное подразделение. Департамент оказывает услуги по технологическому присоединению, это не общий центр. Мы их опыт изучаем, наши специалисты были в других странах, посмотрели, как все это работает. Эта работа у нас тоже запланирована, мы будем ее делать.
Валерий Поршнев:
В Беларуси создана нормативная база по принципу одного окна для физических лиц. Физическое лицо может прийти в наш любой сетевой филиал, написать заявление либо получить техническое условие и дальше заниматься самому проектированием, монтажом и подключением. Либо есть альтернатива: по принципу одного окна человек пишет заявление, и мы оказываем полный комплекс услуг для физических лиц. У нас есть расчетно-кассовые центры, где принимаются заявления сетевых филиалов, и мы оказываем полный комплекс услуг физическим лицам, если они заинтересованы, чтобы энергетики быстро и аккуратно все сделали. Примерно по такой же схеме мы хотим сделать подключение для юридических лиц.
Ольга Рыбаковская:
У нас подготовлен нормативный документ по этому направлению, есть вопросы, которые мы согласовываем с другими госорганами. Энергетики для себя уже все подходы определили.