28.09.2015 11:00 - 12:00
Одним из стратегических направлений развития энергетики в Беларуси является строительство атомной электростанции. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию уже в 2018 году, второй - в 2020-м. Успех реализации проекта зависит от множества факторов. Один из самых важных - подготовка высококвалифицированных кадров, ведь в Беларуси не было собственной школы для ядерной энергетики. Каким образом решается эта задача? Есть ли в республике программа подготовки кадров? Насколько востребована и престижна специальность атомщика, и на чью образовательную помощь за рубежом могут рассчитывать белорусы? На эти и другие вопросы ответят во время онлайн-конференции приглашенные эксперты.
В прессе много говорится о безопасности будущей Белорусской АЭС, о надежности проекта, по которому она возводится. Но ведь и человеческий фактор полностью нельзя исключить. В этой связи вопрос: как у нас организована подготовка специалистов, которые будут работать на атомной станции?
Подготовка собственных специалистов для ядерной энергетики, в том числе для Белорусской АЭС, ведется в рамках Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы. Заказчиками программы являются Минэнерго, МЧС, Минздрав, Минприроды, Минстройархитектуры, МВД, Национальная академия наук, Госстандарт, КГБ. Общую координацию осуществляет Министерство образования.
Белорусские вузы, которые готовят специалистов для работы на Белорусской АЭС, должны обеспечить в том числе их практическую подготовку за рубежом, так как атомная станция – это объект, который требует специалистов с предварительным опытом.
Василий Полюхович:
В программе подготовки кадров в сфере ядерной энергетики можно выделить несколько основных блоков. Первый - подготовка специалистов непосредственно в белорусских вузах. В четырех высших учебных заведениях страны ведется соответствующее обучение по шести специальностям.
Второй блок - переподготовка специалистов, которые уже имеют практический опыт работы на электростанциях. Они направляются на обучение и стажировку в специализированные центры и атомные станции за пределами Беларуси.
Третий - приглашение иностранных специалистов, имеющих большой практический опыт работы на АЭС. Также в рамках подготовки кадров для АЭС приглашаются зарубежные специалисты читать лекции в белорусских вузах.
Николай Маруда:
Наши преподаватели в рамках договоров о сотрудничестве проходят многократные стажировки как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности в Италии, Германии, Швеции, Украине. Например, сейчас несколько наших преподавателей находятся во Всероссийском НИИ по эксплуатации АЭС. К слову, именно этот институт является разработчиком автоматизированных систем управления технологическими процессами для АЭС, и в том числе для белорусской.
В будущем году мой сын заканчивает школу и хотел бы получить профессию атомщика, чтобы потом работать на Белорусской атомной станции. Скажите, что для этого нужно, в какой вуз поступать и по каким предметам готовиться?
У нас в республике подготовка специалистов-атомщиков с высшим образованием ведется в четырех вузах. Это Белорусский государственный университет (БГУ), Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова (МГЭИ). Причем у каждого вуза свое направление: кто-то готовит физиков-ядерщиков, кто-то экологов, а кто-то тех, кто будет стоять у пульта управления АЭС, а также заниматься разработкой этих автоматизированных систем.
Желающие связать свою жизнь с ядерной энергетикой могут рассматривать при поступлении шесть специальностей: "ядерные физика и технологии", "химия высоких энергий", "строительство тепловых и атомных электростанций", "паротурбинные установки атомных электрических станций", "электронные и информационно-управляющие системы физических установок" и "ядерная и радиационная безопасность".
Чтобы стать студентом этих вузов, необходимо готовиться к вступительным испытаниям (к централизованному тестированию) по белорусскому или русскому языку, математике и физике. Не самые простые предметы. Но это и понятно, ведь атомная отрасль в любой стране, где эксплуатируются атомные электростанции, является средоточием самых талантливых специалистов. И на этих специалистах лежит огромная ответственность – ни много ни мало, а наша с вами безопасность.
Какой был конкурс на "атомные" специальности в этом году, и вырос ли он по сравнению с предыдущими наборами? Насколько высоким был проходной балл, и имеют ли поступившие студенты какие-то привилегии?
Интерес абитуриентов к "атомным" специальностям увеличивается, что подтверждает вступительная кампания 2015 года. Так, конкурс на специальности, связанные с ядерной энергетикой, вырос, а сумма вступительных баллов на некоторые из них увеличилась в 1,5 раза по сравнению с предыдущими наборами. По некоторым специальностям проходной бал был выше 300.
На данный момент в четырех вузах Беларуси, готовящих кадры для ядерной энергетики, знания получают 800 человек. Выпускниками этих учебных заведений уже стали 362 специалиста.
Каждый из четырех университетов имеет долгосрочные договоры с российскими высшими учебными заведениями для прохождения белорусскими студентами на их базе практики. Например, БГУ активно работает с Национальным исследовательским ядерным университетом "МИФИ" (г.Москва), а БНТУ - с Нижегородским университетом имени Н.И. Лобачевского.
Молодые люди, которые решили связать свою жизнь с атомной энергетикой, имеют возможность стажироваться на атомных электростанциях в России. Наиболее одаренные проходят практику в учебных центрах Швейцарии, Франции, Финляндии.
Знания, которые получают студенты после окончания университетов, очень высокие. Многие желают продолжить обучение на уровне магистратуры и аспирантуры, и у них есть такая возможность.
Насколько сегодня престижно быть атомщиком? Много ли желающих связать свою жизнь с этой профессией?
Атомщиком престижно было быть всегда: и в советское время, и сейчас. Люди высокой квалификации ценятся в любое время. Как уже говорилось, конкурс на соответствующие специальности растет, но ажиотажного спроса пока не наблюдается. Думаю, что в первую очередь это связано со сложностью учебы. Абитуриенту необходимо быть готовым к серьезным нагрузкам и достаточно сложной программе обучения, которая потребует хороших знаний физики, математики, других наук. Также по некоторым специальностям срок обучения только в вузе более 5 лет. Да и профессия требует большой самоотдачи и постоянного самосовершенствования.
Но самая главная причина, уверен, в том, что пока в нашей стране слишком мало знают об этой профессии, ведь Беларусь стоит только у истоков создания атомной отрасли. И тем почетнее сейчас вливаться в ряды строителей мирного атома и создавать новую, но очень значимую отрасль экономики. А труд атомщиков во всем мире ценится, это одна из самых высокооплачиваемых профессий. И Беларусь здесь не исключение.
Слышала, что для подготовки специалиста-энергетика необходимо около 10 лет. Это правда?
Срок обучения в вузе – примерно 5 лет. После этого подготовленный молодой специалист принимается на должность либо оператора реакторного отделения, либо машиниста-обходчика турбинного отделения. А чтобы подготовить этого специалиста на должность начальника смены реакторного и турбинного цехов, необходимо еще не менее 5 лет.
Нужно понимать, что атомная отрасль – это высокие технологии, требующие уникальных специалистов. Поэтому те управленцы, ученые, инженеры и рабочие, которые уже стали и кому еще предстоит стать работниками Белорусской АЭС, могут без натяжки относить себя к настоящей технической элите.
Николай Маруда:
Атомная отрасль должна аккумулировать лучшие кадры. Следовательно, и подготовка специалистов-атомщиков должна быть особая, которая в итоге и растягивается до десятилетия. Судите сами: вначале ведется базовая подготовка в университете - получение высшего образования, это 4-6 лет. Затем специальная подготовка за рубежом (повышение квалификации, переподготовка, стажировки) - это еще от полутора до двух лет. Кроме того, эксплуатирующий персонал атомной электростанции дополнительно проходит подготовку и повышение квалификации на базе учебно-тренировочного центра на самой станции в течение всей работы на АЭС. А тем, кто потом будет работать в науке и образовании, - еще 2-3 года придется поучиться в магистратуре, аспирантуре и т.д.
Владимир Горин:
В рамках государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Беларуси в высших учебных заведениях России проходят переподготовку по специальности "Эксплуатация АЭС" специалисты с высшим техническим образованием и опытом работы в тепловой энергетике из числа набранных в штат Белорусской АЭС, в том числе и выпускников Белорусского национального технического университета. Кроме того, генеральным контрактом на сооружение предусмотрена профессиональная подготовка по 45 основным должностям работников АЭС общей численностью 592 человека.
В этой связи хочу отметить весомое участие в подготовке наших специалистов госкорпорации "Росатом", которую по праву называют "корпорацией знаний". "Росатом" создал в России уникальную систему подготовки отраслевых специалистов как для собственных нужд, так и для нужд тех стран, где ведется строительство атомных электростанций по российским проектам. Эта система объединяет такие ведущие вузы, как МИФИ, Бауманский университет, МЭИ, томские университеты.
Я работаю на строительстве Белоруской атомной станции, и у меня такой вопрос: будет ли у нас свой профессиональный праздник? В России, насколько мне известно, именно сегодня, 28 сентября, отмечают День работника атомной промышленности.
Специалисты Белорусской АЭС отмечают свой профессиональный праздник 22 декабря – это День энергетика в нашей стране. Возможно, со временем и в Беларуси будет профессиональный праздник работников атомной энергетики. А сегодня, пользуясь случаем, в год празднования в Российской Федерации 70-летия атомной отрасли я хотел бы поздравить российских специалистов, сооружающих Белорусскую АЭС, а также граждан нашей страны, которые во времена Советского Союза стояли у истоков развития атомной промышленности, с профессиональным праздником.
Белорусская АЭС сооружается по российскому проекту "АЭС-2006". Станции с такими реакторами работают не только в России, но и по всему миру, где российские инструкторы проводят обучение персонала. Приедут ли такие инструкторы в Беларусь? Есть ли в них необходимость?
В рамках подготовки специалистов БелАЭС в соответствии с генеральным контрактом на сооружение БелАЭС процесс обучения в нашем учебно-тренировочном центре будут проводить российские инструкторы из Нововоронежского УТЦ "Атомтехэнерго". Это специалисты с большим опытом обучения персонала в тех странах, которые возводили свои атомные станции по российским проектам, - Чехии, Венгрии, Иране, Индии, Китае, Болгарии, Финляндии.
Сейчас же первые белорусы проходят подготовку в российском Нововоронеже. К моменту запуска первого энергоблока их будет обучено 592 человека, а всего на Белорусской АЭС будет работать около двух тысяч человек. Инструкторы УТЦ БелАЭС будут перенимать опыт работы российских инструкторов при совместном проведении занятий, в том числе и на полномасштабном тренажере.
Строительство атомной станции находится на личном контроле Президента Беларуси А.Г.Лукашенко, который не так давно заявил, что Беларусь при подготовке кадров для ядерной энергетики должна ориентироваться на опыт России, как на передовой опыт в мире. Речь шла о подготовке кадров высокой квалификации. О каких именно учебных заведениях идет речь, и на каких условиях там учатся белорусы?
Президент Беларуси много внимания уделяет теме Белорусской АЭС, в том числе подготовке специалистов для этой отрасли. Так, 18 августа 2015 года принят указ № 362 "О подготовке кадров для ядерной энергетики", который регулирует вопросы направления молодых специалистов за границу для получения высшего образования II ступени и (или) послевузовского образования I ступени.
Кроме того, принято постановление Совета Министров Беларуси №783 от 18 сентября 2015 года "О порядке подготовки кадров для ядерной энергетики в организациях иностранных государств", согласно которому на обучение могут направиться студенты, получающие высшее образование I ступени в профильных учреждениях высшего образования Беларуси, а также молодые специалисты, работающие в вузах по профилю и других организациях, подчиненных заказчикам госпрограммы, для получения высшего образования II ступени или послевузовского образования I ступени.
Обязательным условием для направления за границу является отсутствие возможности надлежащим образом подготовить кадры по специальности в Беларуси. Финансирование расходов осуществляется из средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы. Деньги выделяются на оплату консульского сбора и других обязательных платежей для оформления визы, обучение, проживание, питание, медицинское страхование и проезд наземным транспортом от места проживания до места учебы и обратно не более двух раз в течение учебного года.
В настоящее время предусмотрено направление на обучение за границу по одному магистранту в год и по одному аспиранту через год каждым из четырех вузов, которые ведут подготовку специалистов по ядерным специальностям.
Подготовка в организациях иностранных государств магистров и научных работников высшей квалификации позволит учреждениям высшего образования пополнить профессорско-преподавательский состав кафедр, ведущих подготовку специалистов по основным ядерным специальностям.
Примерные затраты бюджетных средств на подготовку одного специалиста (магистра, научного работника высшей квалификации) за рубежом, в частности в МИФИ, составляют Br100 млн в год, а, для сравнения, в Беларуси - Br50 млн.
Кроме этого, госпрограмма предусматривает направление студентов, получающих высшее образование I ступени в вузах Беларуси по основным ядерным специальностям, в организации иностранных государств для прохождения производственной практики, изучения отдельных учебных дисциплин, выполнения лабораторных работ. Ежегодно это в среднем около 300 человек. Такое обучение усиливает практическую составляющую в подготовке специалистов.
Владимир Горин:
Действительно, в вопросах подготовки собственных кадров мы ориентируемся на опыт России. Связано это с тем, что допуск непосредственно к управлению атомным реактором должны иметь только те специалисты, у которых практический опыт работы составляет несколько лет. Учитывая позиции России как мирового лидера в атомной энергетике, а также то, что мы строим станцию по российскому проекту, опыт российских специалистов является передовым и бесценным для нас, особенно на начальном этапе.
По мере ввода в эксплуатацию станции российские специалисты будут замещаться теми, кто обучался уже в белорусских вузах, прошел соответствующую подготовку и приобрел необходимый опыт. При этом необходимо отметить, что и в России широко используется международный опыт подготовки персонала для АЭС. Так что можно сказать, что мы вместе с российским перенимаем и международный опыт.
Есть ли уже выпускники-ядерщики белорусских вузов, и где они работают, если станция еще не построена?
В числе 67 молодых специалистов, работающих на Белорусской атомной электростанции, есть и выпускники-ядерщики. На сегодняшний момент большинство выпускников принято в реакторный цех и отдел ядерной безопасности и надежности и другие подразделения станции. Молодые специалисты проходят необходимую подготовку по конкретным должностям, в том числе с выездом в Россию.
Николай Маруда:
Государственной программой подготовки кадров для ядерной энергетики в нынешнем году предусматривалось набрать 125 абитуриентов (как и в 2014 году). До этого - с 2008-го по 2013-й годы - набирали по 220 человек, а уже начиная с будущего года на "атомные" специальности запланирован набор по 95 человек ежегодно.
Третья часть выпуска специалистов востребована на площадке строительства Белорусской АЭС и при комплектовании штата эксплуатационного персонала станции, более трети – в организациях, связанных с ядерной энергетикой и источниками ионизирующего излучения, остальные – в смежных отраслях экономики.
Количество выпускаемых специалистов сейчас достаточно для удовлетворения потребностей Белорусской АЭС и всей ядерной энергетики республики.
Участвует ли МАГАТЭ в подготовке и обучении специалистов для ядерной энергетики Беларуси? Направляются ли они на стажировку за пределы Беларуси, и насколько это дорогостоящее мероприятие?
Следует отметить значительный вклад Международного агентства по атомной энергии в становление и развитие ядерного образования в Беларуси, начиная от непосредственного участия экспертов МАГАТЭ в разработке госпрограммы подготовки кадров для ядерной энергетики.
В рамках проекта технической помощи "Развитие инфраструктуры ядерной энергетики и системы подготовки кадров для ядерно-энергетической программы" в БГУ, БНТУ, БГУИР и МГЭИ поставлены компьютерные обучающие системы по основам политики АЭС, руководства и технологии. В БГУ и БГУИР поставлены учебные лаборатории (компьютерные тренажеры) "Реакторная физика, управление и безопасная эксплуатация ядерных энергетических установок (ВВЭР-1000)", а в БНТУ - компьютерный тренажер "Турбинное отделение АЭС с ВВЭР-1000". На этих современных высокотехнологичных тренажерах проводятся лабораторные работы. Студенты имеют возможность смоделировать все процессы, в том числе нештатные ситуации, которые происходят в самом сердце АЭС - атомном реакторе. Например, можно произвести на тренажере запуск реактора, хотя в реальности в этом процессе приходится участвовать немногим. Тренажер полностью воспроизводит центральные щиты управления на современных атомных электростанциях.
Что касается участия МАГАТЭ в переподготовке кадров, то к настоящему времени агентство организовало и провело повышение квалификации более 10 человек профессорско-преподавательского состава университетов в зарубежных учебных заведениях и на действующих объектах ядерной энергетики - в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности, в российском МИФИ, на Калининской АЭС, в компании AREVA (Франция) и др.
Инженеры и персонал первой Белорусской атомной станции будут отрабатывать навыки управления станцией в полномасштабном учебно-тренировочном центре с тренажером, который в точности повторяет щит управления АЭС. Расскажите, пожалуйста, насколько важен такой тренажер? Это инновация Белорусской АЭС или же такие тренажеры действуют на всех атомных станциях?
Учебно-тренировочный центр – уникальный проект, как, в общем-то, и все, что происходит вокруг Белорусской АЭС. Начинен он будет учебными тренажерами и необходимым учебным оборудованием, как говорится, на все случаи жизни. Отработать навыки на них смогут как те, кто только приходит работать на АЭС, так и в будущем действующие энергетики смогут постоянно поддерживать свою квалификацию.
Но самый главный тренажер - точная копия пульта управления атомной станцией - полномасштабный тренажер (ПМТ). Важность его переоценить невозможно, поскольку от его внедрения будет зависеть качество подготовки оперативного персонала блочного пульта управления Белорусской АЭС, а качественно подготовленный персонал - это одно из основных условий безопасной и надежной эксплуатации самой станции.
Необходимость использования ПМТ для обучения персонала атомных станций продиктована требованиями белорусских и международных нормативных документов. Такими тренажерами оснащены все учебные центры на атомных электростанциях всего мира.
На нашем тренажере будет отрабатывать навыки управления энергоблоком персонал блочного пульта управления АЭС, который несет ответственность за ядерную и радиационную безопасность, обеспечивает надежную и безаварийную эксплуатацию АЭС. Планируется, что до конца нынешнего года он будет введен в эксплуатацию.
В прессе были сообщения со ссылкой на руководство Министерства энергетики, что за два года до пуска БелАЭС первый состав ее специалистов должен быть сформирован. Кто это будет - белорусские специалисты или все же иностранцы, имеющие опыт работы на АЭС? Ведь чтобы управлять таким объектом, как атомная станция, требуется немалый опыт, а у нас только началась подготовка своих кадров.
Действительно, в соответствии с руководящими документами МАГАТЭ персонал ключевых должностей АЭС должен быть укомплектован за два года до ввода энергоблока в эксплуатацию. Комплектование ключевых должностей для пуска первого энергоблока предусмотрено высококвалифицированными иностранными специалистами в количестве 69 человек, имеющих значительный опыт практической работы на действующих АЭС.
Речь идет о главном инженере и его заместителях, руководителях основных технологических цехов и ведущих специалистах, специалистах учебно-тренировочного центра, начальниках отделов и технологических лабораторий по ядерной и радиационной безопасности, оперативном сменном персонале реакторного цеха, цеха тепловой автоматики и измерений, отдела радиационной безопасности, начальниках смен энергоблока и станции. С ними рядом будут подготовленные специалисты-белорусы, которые смогут приобрести соответствующий опыт и использовать его при пуске второго энергоблока.
Владимир Горин:
В пуске блока участвует большое количество специалистов из разных подразделений станции, при этом каждый выполняет свои обязанности. Управление всеми пусковыми операциями выполняется с блочного пульта управления энергоблоком. Как правило, к управлению оборудованием и системами блока допускаются специалисты с необходимым уровнем подготовки и опытом работы на АЭС. Наша станция не исключение, и поэтому управление блоком с блочного пульта управления будут осуществлять в основном привлеченные специалисты с опытом работы на АЭС России и Украины, в том числе с опытом пуска АЭС "Тяньвань" в Китае и АЭС "Бушер" в Иране, с непосредственным участием белорусских специалистов, которые будут готовиться для самостоятельного пуска энергоблока №2.
Может ли так оказаться, что специалист-атомщик подготовлен, но не востребован на рынке труда?
Вузы, которые готовят специалистов для работы на атомной станции, строят программу подготовки таким образом, чтобы специалист, в случае отсутствия вакансии на БелАЭС, мог работать не только в атомной отрасли. Наши выпускники широкопрофильные и смогут работать в других структурах традиционной энергетики. Например, выпускники энергетического факультета, обучающиеся по специальности "паротурбинные установки атомных электростанций", получают квалификацию инженер-энергетик, следовательно, могут работать также и на любой тепловой станции, физики-ядерщики - в исследовательских институтах, инженеры- дозиметристы - в больницах и т.д.
Хочу отметить, что такие специалисты востребованы во всем мире, получают стабильную хорошую зарплату и всегда гарантированно работают.
Отразится ли каким-то образом присоединение Беларуси к Болонскому процессу на подготовке специалистов в ядерной сфере?
Болонская декларация, подписанная министрами образования 29 европейских государств в 1999 году, подразумевает совместную работу по гармонизации систем высшего образования в Европе. Вместе с тем формирование Европейского пространства высшего образования происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования.
Государство само решает, до какой степени интегрировать образование и в каких сферах (некоторые сферы, например военное образование, могут быть исключены из интеграции).
Одним из принципов Болонского процесса является мобильность студентов, что приводит к улучшению качества образования. Поэтому вступление Республики Беларусь в Болонский процесс может только улучшить качество подготовки специалистов в ядерной сфере.